(Иркутской и Ангарской епархии), находится в г. Иркутске. Основан по гpамоте, данной в 1689 г. митp. Сибиpским и Тобольским Павлом (Ɨ 1692). Располагался в версте от Иркутского острога, на правом берегу р. Ангары, в устье р. Иды (Ушаковки). Главным стpоителем, т. е. оpганизатоpом и pаспоpядителем всех стpоительных pабот, был иpкутский житель Влас Сидоpов. К 1693 г. была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». Гpамотой митp. Тобольского и Сибиpского Филофея (Лещинского) от 25 сент. 1703 г. Влас Сидоpов был утвеpжден в должности цеpковного стаpосты Знаменского хpама, а 1-й настоятельницей обители поставлена мон. Акилина (впосл. игумения; Ɨ 24 февр. 1744) (ГА Иркутской обл. Ф. 50. Оп. 1. Д. 11187. Л. 10). По ее челобитной в 1709 г. монастырю были отписаны вотчинные земли по pекам Китою и Ангаpе, удобные для хлебопашества, огородничества, скотоводства и рыбной ловли. На них были устроены мельницы и кожевенные заводы. В 1728 г. мон-pю пpинадлежали 33 дес. пахотной земли, 75 лошадей, 90 голов крупного pогатого скота и 35 овец. К 1730 г. в обители проживали 12 сестер. Пpиписных кpестьян муж. пола (с детьми) насчитывалось 120 чел., кроме них было записано 75 вкладчиков, находившихся под юpидической защитой монастыpской общины. В нач. 60-х гг. XVIII в. к И. м. была причислена Китойская вотчина со всеми угодьями, отданы сенные покосы по pекам Ушаковке и Ангаpе и pыболовные места в веpховьях p. Ангаpы. В 1764 г. И. м. получил статус третьеклассного. В 1768 г. здесь жили 3 насельницы, но обитель не закpылась благодаря энеpгичной деятельности Иpкутского свт. Софpония (Кpисталевского), к-рый добился, чтобы из Центp. России в Иpкутск пpислали монахинь. К кон. XVIII в. И. м. владел 355 крестьянами.
При игум. Акилине И. м. получил от царя Петра I в дар напрестольное Евангелие большого формата (М., 1698). Начиная со 2-го листа Евангелия от Матфея (19-й лист от начала) и на последующих страницах имеется надпись: «Книга, глаголемая Евангелие, от Благочестивейшаго, Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, жалованная в девичий монастырь Знамения Пресвятыя Богородицы, Иркутский, года 1708. Подписана иже аще бы кто дерзнул от обители этой Богородичной отдалити, таковый во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ответ воздаст». Евангелие украшал чеканный оклад из серебра с позолотой весом 3,4 кг, выполненный в 1795 г. иркутскими серебряниками. Оклад был конфискован большевиками в 1922 г., но Евангелие сохранилось и используется священнослужителями во время торжественных служб.
В 1727 г. вместо обветшавшей Знаменской ц. был построен одноименный новый, также деревянный храм. В 1731 г. в И. м. была заложена деревянная 2-этажная церковь, верхний престол к-рой 28 окт. 1739 г. освятили во имя вмч. Димитрия Солунского, нижний - 1 авг. 1746 г. во имя мч. Трифона (согласно монастырской описи 1764 г., храм был заложен 18 февр. 1740 и освящен 28 окт. того же года (Калинина. 2000. С. 99). По нек-рым сведениям, придел вмч. Димитрия был устроен в 1740 под Знаменской ц.; возможно, он мог быть перенесен из 2-престольной церкви до окончания строительства 2-го придела мч. Трифона (Там же).). В 1742-1745 гг. на средства купца Ф. Щербакова над зап. воротами ограды, выходящими к р. Ангаре, была построена и 21 окт. 1745 г. освящена в честь Преображения Господня деревянная шатровая церковь. В 1790 г., после пожара (1787), этот храм был упразднен и в 1796 г. разобран. Между 1786 и 1789 гг. была разобрана и Знаменская ц. (1727).
В 1757 г. по благословению свт. Софрония (Кpисталевского) на средства иркутского купца И. С. Бечевина был заложен каменный собор. Главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1765?), северный в трапезной - во имя свт. Николая Чудотворца (8 мая 1761). Композиция храма традиционна: по оси расположены одноглавый четверик летнего храма, трапезная с боковым зимним приделом и колокольня. Четверик с 2 рядами окон перекрыт 8-лотковым сводом с малым восьмериком в завершении, у основания свода устроены круглые окна. Апсида 5-гранная, объем придела в трапезной пространственно не выделен. Трехъярусная восьмериковая колокольня стоит на низком четверике под куполом со шпилем. Кровли храма и колокольни имеют характерные барочные «вздутия». Многие детали декора (карнизы из язычков и слепых арочек, пилястры с перехватом, филенки с розетками) напоминают кирпичное убранство Крестовоздвиженской (Крестовской) ц. (1747-1760) и др. храмов Иркутска сер. XVIII в., построенных, вероятно, устюжскими мастерами. При этом в монастырской церкви они выглядят проще, порой даже схематично. Формы наличников с завитковыми очельями и полуколонками с перехватом, а также полуколонны на лопатках четверика повторяют те же детали декора иркутского Богоявленского собора (1718-1746). В то же время эти и нек-рые др. формы декора (язычковые карнизы, 2-ярусные завитковые наличники, сдвоенные полуколонны, колонки на кронштейнах, филёнки с розетками) и их трактовка имеют параллели в формах устюжских церквей Жен-мироносиц (1714-1722) и прп. Сергия в Дымковской слободе (1739-1747), к-рые выделяются среди храмов устюжской школы. Возможно, в строительстве монастырского собора участвовала устюжская артель, возводившая и эти храмы. Позже к трапезной собора с юга пристроили обширный придел в честь Казанской иконы Божией Матери (22 окт. 1787), а с севера к четверику собора - придел в честь Преображения Господня (6 авг. 1794), куда был перенесен престол из упраздненной надвратной церкви. Известны иркутские мастера, выполнившие 5-ярусный иконостас собора в барочном стиле: резчик и позолотчик Яков Лебедев и иконописцы Сергей Красовский и Прокопий Игумнов. Иконостас был разрушен в 30-х гг. XX в., сохранились лишь царские врата и неск. икон. Но почти в полном виде сохранился иконостас Казанского придела, освященный 22 окт. 1787 г.
В XVIII-XIX вв. при И. м. проживало неск. т. н. епитимийцев. В обитель ссылали и «государственных преступниц» из Москвы и С.-Петербурга, замешанных в дворцовых интригах. Так, в мон-ре пребывала дочь опального кабинет-министра А. П. Волынского. Несовершеннолетние дети Волынского - Мария, Анна и Петр в июле 1740 г., через 3 дня после казни отца, были отправлены в Сибирь порознь, в особых повозках. 25 нояб. 1740 г. Анна была доставлена в И. м. и на следующий день приняла постриг с именем Анисия. После кончины в окт. 1740 г. имп. Анны Иоанновны дети Волынского получили свободу. Инокиня Анисия была «расстрижена»; впосл. выслала из С.-Петербурга в монастырь «напрестольное Евангелие в богатом окладе, которое, к сожалению, в обители не сохранилось» (Громов П., прот. Еп. Иннокентий Нерунович: Невольная постриженица // Иркутские ЕВ. Приб. 1868. № 28. С. 331-335). В 1804 и 1805 гг. сестры И. м. принимали участие в торжествах, связанных с общецерковным прославлением еп. Иркутского свт. Иннокентия (Кульчицкого). В сент. 1816 г. игум. Пульхерия (Саватеева) с 13 насельницами посетили иркутский Вознесенский монастырь, где поклонились мощам свт. Иннокентия. Но на обратном пути, возвращаясь в лодке по р. Ангаре, игум. Пульхерия и неск. сестер утонули.
В 1827-1836 (1837) гг. И. м. возглавляла игум. Илария (Нечаева), сестра купцов Н. и П. Басниных. В 1836 г. благодаря поддержке купечества Иркутский архиеп. Михаил (Бурдуков) и игум. Илария добились от Синода решения о переводе мон-ря во 2-й класс, по штату к-рого полагалось получать из казны постоянное денежное довольствие на содержание игумении, казначеи, 15 монахинь, 15 послушниц и 15 белиц. С 8 февр. 1838 г. И. м. возглавляла игум. Августа (Сибирякова), сестра известного купца К. М. Сибирякова. В янв. 1853 г. по инициативе некой «чиновницы Вешниковой» в Киеве была выполнена копия чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы и доставлена в Иркутск, где по благословению архиеп. Нила (Исаковича) помещена в И. м. Образ был украшен серебряной ризой и вставлен в «небольшой резной с позолотой иконостасец» (Иркутская летопись. 1911. С. 317).
Благодаря купеческим пожертвованиям в И. м. продолжалось каменное строительство. В 1810-1818 гг. на средства иркутского купца Чупалова к северу от собора был построен одноэтажный каменный корпус, в к-ром 27 нояб. 1818 г. освящена больничная ц. во имя вмч. Димитрия и мч. Трифона. В храме был поставлен иконостас, некогда находившийся в одноименной деревянной церкви и в 1786 г. временно перенесенный в сев. палатку Знаменского собора. В 30-х гг. XIX в. с запада к собору пристроили крыльцо с 2 палатками, в 1836 г. достроили и переосвятили больничную ц. во имя вмч. Димитрия и мч. Трифона. После перестройки (1851-1854) на средства иркутского купца 1-й гильдии Е. А. Кузнецова 16 янв. 1854 г. церковь была освящена во имя свт. Евфимия Новгородского (небесного покровителя ктитора) и в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». При этом храм передали в ведение жен. духовного уч-ща, основанного в 1849 г. рядом с мон-рем на средства того же благотворителя. В 1882 г. была проведена реконструкция интерьера Знаменского собора по проекту иркутского архит. В. А. Кудельского. В 1886 г. на средства (50 тыс. р. серебром) иркутской благотворительницы А. Н. Портновой (урожд. Трапезниковой) построили большой 2-этажный каменный келейный корпус.
К кон. ХIХ в. И. м. пpедставлял собой кpупное хозяйственное обpазование. Кpоме 4 дес. усадебной земли на беpегу p. Ангаpы, занимаемой обителью, он владел 60 дес. сенокосных угодий на Большой pечке и более 120 дес. земли на Худяковской даче, где в 1894 г. монахини завели пасеку и постpоили воскобойню. Здесь же были сад, цветник, высевали зерновые культуры. В самом мон-pе располагались скотный двоp и огоpод с теплицами и водопpоводом. Места pыбных пpомыслов сдавались в аpенду, большую часть работ выполняли монахини и послушницы (в этот пеpиод их было более 120 чел.). Кpоме хозяйственных pабот, обеспечивающих жизнедеятельность монастыpя, монахини изготавливали цеpковные свечи на монастыpском свечном заводе, а также снабжали пpосфоpами все цеpкви гоpода.
И. м. славился своими мастерицами. Насельницы шили парадные священнические облачения, плащаницы, ризы на иконы и др. Сестры выполняли также заказы горожан на пошив светской одежды: нарядов для невест, дамских платьев, башмаков и др., занимались художественной стежкой одеял. Монахини владели различными техниками шитья: лицевым, золотошвейным шитьем, вышивкой цветной и белой гладью, бисером и драгоценными камнями. Так, известно, что настоятельница игум. Августа (Сибирякова; 1838-1848) собственноручно в технике золотного шитья изготовила ризу для Феодоровской иконы Божией Матери.
В 1893 г. при И. м. была учреждена школа для девочек, к-рых обучали грамоте и церковному пению, в 1908 г. открыта церковноприходская школа. В мон-ре также действовал приют для детей (в 1912 в нем содержались 44 девочки).
На территории монастырского некрополя были погребены 1-я игум. Акилина (Ɨ 24 февр. 1744), игумении Анфиса (Шатилова (Зайцева); Ɨ 30 июня 1816), Сусанна I (Ɨ 12 окт. 1864) и Сусанна II (Ɨ 1 авг. 1873), Анатолия (Ɨ 8 дек. 1892), Валентина (Ɨ 8 июня 1902), соборный прот. Иоанн Затопляев (Ɨ 1815), иркутские священнослужители, военные и чиновники, декабристы Н. А. Панов, П. А. Муханов, В. А. Бечаснов, жена декабриста Е. И. Трубецкая (Ɨ 1854) с детьми. Также здесь похоронен основатель Российско-Американской компании Г. И. Шелихов (Ɨ 1795); по заказу супруги на его могиле поставлен мраморный памятник, выполненный екатеринбургскими мастерами, эпитафию для памятника написал Г. Р. Державин. У монастырских стен погребены члены семей известных купеческих династий Иркутска: Трапезниковых, Котельниковых, Родионовых, Тельных, Голдобиных, Малых и др. 24 февр. 1890 г. погребение одной из самых щедрых благотворительниц города - почетной гражданки А. Н. Портновой, происходившей из купеческого рода Трапезниковых, совершили архиеп. Вениамин (Благонравов), свт. Киренский Агафангел (Преображенский) в сослужении иеромонахов иркутского Вознесенского мон-ря. На отпевании присутствовало все городское духовенство. На благотворительные дела, в т. ч. и в пользу монастырей, Портнова завещала 2,340 тыс. р. В 1949 г. на территории монастыря близ памятника Г. И. Шелихову был перезахоронен гроб с останками Иркутского архиеп. Иоанна (Смирнова). В окт. 1960 г. на иркутское Радищевское кладбище были перевезены останки Иркутского еп. Иннокентия (Неруновича), скончавшегося в 1747 г. в Братской Спасской пуст. (территория обители при строительстве Братской ГЭС оказалась в зоне затопления). 14 окт. 2001 г. архиеп. Иркутским и Ангарским Вадимом (Лазебным) останки еп. Иннокентия были торжественно перезахоронены у алтаря Казанского придела иркутского Знаменского собора.
После 1919 г. начались гонения на насельниц и клириков обители. Согласно летописи Иркутска, в янв. 1920 г. И. м. был «занят советскими войсками, в числе которых есть монголы, китайцы. Монахинь переместили в какое-то одно из помещений, беженцев перевели в другое место. Ограда монастыря - военный лагерь с пушками, пулеметами, аэропланами. Тихое течение монастырской жизни нарушено» (Романов Н. С. Летопись г. Иркутска за 1902-1924 гг. / Сост., предисл. и примеч.: Н. В. Куликаускене. Иркутск, 1994. С. 392). Согласно «Дневнику» (1922-1927) настоятеля иркутской Знаменской ц. свящ. Петра Попова, после кончины в марте 1926 г. игум. Анатолии в мон-ре состоялись выборы новой игумении - Рафаилы (Хлыновской; Ɨ 1933) (ГА Иркутской обл. Ф. 480. Оп. 1. Д. 375). Вероятно, в том же году сестры зарегистрировались как трудовая артель, до 1928 г. богослужения в храмах совершались ежедневно по монастырскому уставу. В окт. 1928 г. началось выселение сестер из келий обители. В янв. 1929 г. игум. Рафаила (Хлыновская), монахини Евстолия (Суходольская), А. А. Щёголева и М. М. Потапова были обвинены в том, что 9 лет хранили в И. м. «боевое знамя» с изображением вмч. Георгия Победоносца и Спаса Нерукотворного, вышитое в монастырской мастерской для атамана Г. М. Семёнова в момент предполагавшегося освобождения Иркутска от большевиков. Все сестры были выселены из мон-ря (Архив УФСБ по Иркутской обл. Д. 12320). Хоругвь «Спас нерукотворного Образа» находится в собрании Иркутского обл. краеведческого музея (Инв. № 792). Евангелие, подписанное и подаренное обители Петром I, долгое время прятали в куче угля.
Постановлениями президиума городского совета от 11 июля 1934 г. и Сибирского крайисполкома от 17 июля того же года Знаменский храм был закрыт, в нем устроен рабочий клуб; все иконостасы были сломаны, стены постепенно разрушались. Одновременно рядом с И. м. был устроен гидропорт, в 1935 г. на территории обители разместились штаб гидроотряда, мастерские, общежитие. С 1945 г. в отремонтированном Знаменском храме совершаются богослужения, 1 янв. 1949 г. он получил статус кафедрального собора. Постановлением Совета министров РСФСР от 30 авг. 1960 г. комплекс построек И. м. был отнесен к памятникам федерального значения.
Решением Синода от 26 февр. 1994 г. И. м. был возобновлен, 27 сент. 1994 г. в Знаменском соборе состоялся 1-й монашеский постриг. К 2011 г. на территории обители находились 2-этажный настоятельский корпус (1790, 1854), в к-ром располагается Иркутское епархиальное управление, «Чупаловский» келейный корпус (1810-1818), каменная ограда (1794-1797) с воротами (1855). Среди святынь обители - чтимая храмовая икона Божией Матери «Знамение» в богатом окладе. В И. м. покоятся мощи свт. Иннокентия (Кульчицкого). В 2004 г. в монастырском сквере установлен памятник адмиралу А. В. Колчаку (скульптор В. М. Клыков), принявшему смерть неподалеку от стен обители в 1920 г. Монастырь имеет 2 подворья - в г. Братске и в пос. Листвянка Иркутской обл. В монастыре проживают 10 монахинь, 8 инокинь и 20 послушниц.